Медицина - действительно самая благородная из всех искусств. (Гиппократ)

Главное лекарство в медицине это доктор. (Энтони Кемпински)

80 шагов к вершине. Часть 1

05 ноября 2015

А.Н.Нурбеков, директор
медицинского колледжа г.Караганды,к.м.н.
Н.Х. Омарова, председатель ЦМК «Социально-экономических и общегуманитарных дисциплин»

Чтобы идти вперед,
чаще оглядывайтесь назад,
ибо иначе вы забудете,
откуда вы вышли и
куда нужно вам идти.



80 лет. Это много или мало? Много, потому что - это люди, память, события.

1935 г.

20 июля 1935 г. народный комиссар здравоохранения РСФСР констатирует совершенно неудовлетворительный сестринский уход в стационарных лечебных учреждениях и плохую организацию сестринского труда в больницах. Громадное большинство сестер, работающих в больницах, не имеют законченного медицинского образования. Состояние подготовки медицинских сестер идет самотеком. Организовать школы медсестер при больницах, которые должны обеспечить подготовку медицинского персонала по уходу за больными. Профиль подготовляемых в школах медработников должен обеспечить наличие необходимых знаний в области основных медицинских дисциплин, а главное знание практических навыков и умений ухода за больными, а также заботливый и внимательный к ним подход. Директорами сестринских школ являются главные врачи больниц, заместителем директора назначается одна из лучших старших сестер больниц. На втором году обучения учащиеся переводятся на рабочее место младшей сестры. 17 ноября 1935 года на заседании секции здравоохранения областного Совета обсуждался вопрос об открытии 2-х годичных курсов медицинских сестер в Караганде. Представитель Казнаркомздрава тов.Сергеева говорит о недостаточной квалификации среднего медперсонала: «Кадры выращиваются бессистемные, без определенных программ. Для устранения этих дефектов Наркомздрав открывает целый ряд школ для подготовки медицинских сестер по однотипной программе. К организации такой школы приступили в Караганде при городской больнице». Доктор Ядвига Алалыкина предлагала выдвинуть вербовщиков для широкой агитации среди рабочих и шахтёров по набору наилучших кадров в эту школу. 7 декабря 1935 года по приказу Народного Комиссариата здравоохранения РСФСР № 642 на базе городской больницы была открыта 2-х годичная школа медицинских сестер. Принимались только те, кто окончил в полном обьеме среднюю школу-семилетку, не моложе 16 лет и не старше 35 лет. Школу расположили в доме № 11 на 3-ей линии. Одноэтажное, низкое, с толевой кровлей здание постройки 1931 года. Износ- 60%. Печное отопление, водопровода нет. Всего 4 аудитории, если можно так назвать помещения с земляным полом, сырыми стенами, освещенные керосиновыми лампами. Лабораторий нет. Нет ни библиотеки, ни столовой. Здание школы не приспособлено для проведения занятий. Общежития, как такового нет, а есть снятые в казахских мазанках комнаты, вмещающие 3-4 койки. Освещааются они свечами. Об этом сообщила в своем выступлении директор школы Мешкова Вера Николаевна, по специальности врач-хирург, бывшая директором школы в 1935-1936 гг. В школе было 4 дневных и 1 вечернее отделение, на которых обучалось 66 человек с отрывом от производства и 30 человек без отрыва от производства Все обучающиеся женского пола Из них: 32 казашки, 49 русских, украинок, татарок. Устанавливался порядок подготовки медицинских сестер, при котором из школы должны были выходить медицинские сестры общего типа, обеспечивающие высокое качество ухода за больными в хирургическом, терапевтическом, гинекологическом, детском, инфекционном и послеродовом отделениях больницы. Преподавательский состав школы по специальным дисциплинам комплектовался преимущественно из числа штатных работников больницы, многие из которых были выпускниками Московского, Новосибирского,Томского и других крупных медицинских ВУЗов страны. В эти годы в школе работал один из основателей здравохранения Карагандинской области Генрих Никонорович Алалыкин. Для проведения практических занятий по уходу за больными привлекались лучшие старшие сестры на правах ассистентов при врачах.



Г. Н. Алалыкин

2-х годичная школа медицинских сестер


1936 г.

«Наша школа по набору учащихся, обеспечению преподавательским составом стоит на одном из первых мест Казахстана. Подготовка кадров из коренного населения, причем кадров с законченным средним медицинским образование, в Караганде организована впервые. Это почетная задача» (Из выступления представителя Горздрава Ядвиги Алалыкиной на общем собрании школы медсестер 11 мая 1936 г.).

Администрация школы ходатайствовала о предоставлении помещения под школу, общежитие. (Из докладной записки директора школы Мешковой В.Н. в Казнаркомздрав 29 октября 1936 г).

Наркомздрав плохо финансировал школу и школа стояла под угрозой закрытия. Обеспеченность учебными пособиями на 1 января 1936 г.: «Основы эволюционного учения» - 10книг, «Анатомия и физиология человека» - 46 книг, «Как сдать нормы ГТО» - 10 книг, «Врачебные выписки рецептов» - 2 книги, «Учебник внутренних болезней» - 1 книга, «Происхождение вселенной» - 1 книга, «Краткое руководство по гигиене и патологии труда» - 1 книга. Получено наглядных пособий из Москвы на 1363 рубля. ( Выписка из сведений о ходе занятий по школе медсестер, составленная директором школы). Преподаватели изготавливали конспекты для учащихся. Первоначальный библиотечный фонд был сформирован на основе литературы из личной библиотеки сотрудников школы и больницы. Одними из первых заведующих библиотеки были: Ямпольская Зинаида Михайловна , Феттер Ада Францевна.

Наркомздрав категорически предлагал директорами школ назначать главных врачей больниц и 4 апреля 1936 года врач Барановская Вера Сергеевна назначается главным врачом городской больницы и директором школы медсестер. Такое решение было продиктовано тем, что школа должна являться органической частью больницы и главный врач должен отвечать за состояние школы также как и за состояние больницы. На втором году обучения учащиеся переводились на рабочие места младших сестер взамен медперсонала и работали штатными сотрудниками больницы. Прослушавшим и сдавшим испытания по 26 теоретическим курсам, а также внутренним и инфекционным болезням, хирургическим болезням с десмургией, детским болезням, лечебному питанию присваивалась квалификация медсестры с законченным средним медицинским образованием и выдавался соответствующий аттестат.

1937 г.

Первый выпуск состоялся в 1937 году и в этом же году выпускники пришли в лечебные учреждения Караганды. Директором школы назначается Семенец Н.И.

Школа своего здания не имеет, а арендует по договору с бывшим УРСом с 1-го марта 1937 г по 1-е марта 1938 г. Аренда помещения стоит около 12 тыс . рублей за год.

7 декабря на педагогическом совещании акушерской школы , на котором присутствовал заместитель заведующего облздрава тов. Гречишкин, было принято решение просить лошадь для подвоза учителей, так как школа находится далеко от города, договориться с Михайловской больницей о том, чтобы в кухне больницы приготовляли обед для учащихся, потому что школа не имеет столовой.


Директор акушерской школы Н.И.Семенец

1938 г.



С 28 апреля 1938 г. школу из арендуемого помещения выселяют. Дирекция школы поставила вопрос перед Карагандинским облздравотделом о постройке здания для школы. Школе было предоставлено здание в Тихоновке. Ее основной базой стала Тихоновская больница. Эта больница лишь в слабой степени могла обеспечить проведение практических занятий. Так родильное оделение больницы слишко мало. По детским болезням больница могла обеспечит практику лишь на 30% ввиду малой вместимости кабинетов амбулатории. Практику по большинству предметов приходилось проводить в отдаленных лечебных точках г.Караганды.

Нет преподавателей врачей-казахов, все дисциплины по специальным предметам переводятся через переводчика на казахском языке ( Из выступления директора школы Семенец Н.И.).

13 августа Постановлением Совета Народных Комиссаров Казахской ССР № 813/22 школа медицинских сестер была реорганизована в акушерскую школу по подготовке фельдшеров и акушеров с 3-х летним сроком обучения.

Правом на поступление и на обучение пользовались граждане СССР в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие образование в объеме 7 классов средней школы. В Уставе школы записано: «Учащиеся, выполнившие учебный план по всем предметам ( в том числе производственную практику) с отметками «5» не менее чем по 75% предметов и не ниже «4» по всем остальным предметам, а также сдавшие государственные экзамены с отметкой «5» , получают диплом с отличием и пользуются правом: а) на первоочередное занятие вакантных должностей по специальностям;

б) на включение в число кандидатов для поступления в высшие учебные заведения без 3-х летнего стажа работы на производстве ( в счет 5% от выпуска данного учебного заведения);

в) на поступление в ВУЗ по специальности без вступительных экзаменов в течение 2-х лет, включая год окончания.

Распределение на работу производилось Министерством здравоохранения Казахской ССР до окончания учебного заведения.

Здание акушерской школы в Тихоновке.



1940 г.

Накануне войны было выпущено 409 квалифицированных медицинских работников усилиями директора школы Шориной А.А.,преподавателями Севрюговым В.Т., Орда А.И., Богацкой Л.Б., Гренде В.Р., Недовесовым В.Г., Ходня Н.Ф. (кандидат медицинских наук), Коломенской Т.А, Левенталь А.Г. и другими.

Среди преподаваемых дисциплин – санитарно-оборонная подготовка, детские болезни с уходом за новорожденным, здоровым и больным ребенком, гинекология с физиотерапией и массажем, фармакология с рецептурой, хирургические болезни с уходом за больными: десмургия и первая помощь,нервно-психиатрические болезни с уходом, диетпитание и диетэтика, клиничская лаборатория, болезни уха, горла, носа,уход за больными, Конституция СССР, история народов (из диплома гражданки Ивановой А.И., окончившей акушерскую школу в 1940 г. ).


                                                 Коломенская Т. А.
1941-1945 гг.

30 октября 1941 г. директором школы была назначена Кисурина П.А.

В годы войны акушерская школа продолжала подготовку фельдшеров и акушеров.

В связи с выездом из Караганды эвакогоспиталя № 5970 Исполком Карагандинского облсовета депутатов трудящихся решил разместить в здании по улице Ленина , принадлежащем Облздравотделу, акушерскую школу.

В 1943-1944 гг. в освобожденные от фашистских захватчиков районы отсылалась значительная часть врачей Карагандинской области. Освободившиеся места должны были пополняться фельдшерами за счет выпуска акушерской школы. Все это свидетельствовало о той огромной ответственности, которая падала на преподавателей школы и врачей лечебных учреждений. В педагогическом коллективе в это время работали профессионалы своего дела, такие как директора школы Кисурина Пелагея Архиповна-врач-эпидемиолог, Пляскин Владимир Федорович- профессиональный педагог, Кеворков Андрей Коропетович- врач - хирург,Чупина Людмила Алексеевна - врач-терапевт , Шик Елена Ильинична- врач -бактериолог, Золотовский Никита Гаврилович – врач-хирург и многие другие.

Из воспоминаний выпускницы акушерской школы 1944 г. Жданкиной Анны Владимировны, отличника здравоохранения СССР : «Какие у нас были учителя! Я многих помню до сих пор. Было много истинных дореволюционных аристократов. А среди преподавателей многие имели ученые степени докторов и кандидатов наук. Многие из них были эвакурированы из Москвы, Ленинграда, Киева и т.д.. Некоторые врачи решили работать после выхода из лагеря. Никто не конфликтовал между собой. Жили дружно, помогали друг другу».


Жданкина Анна Владимировна

В годы войны в ряды Советской Армии были призваны преподаватели акушерской школы Курочкин Сергей Иванович, Сурков Алексей Никифорович, Поляков Юрий Александрович, Гайворонская Тамара Федоровна, плотник Румянцев Григорий Анисимович. С 1942 года врачом в Советской Армии работал Махов Михаил Константинович, он был награждён орденами « Красной звезды», « Отечественной войны 2-ой степени». С первых дней войны до 20 мая 1946 года на Смоленском направлении в Советской армии в качестве фельдшера служил Рахимбеков Мукен Садыкович ,ставший в последующем директором медицинского училища. Он был награждён медалью « За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне».

Одиннадцать выпускников акушерской школы были награждены орденом «Красного знамени» за проявленный героизм при спасении советских солдат. Они показали пример великого мужества, любви к Родине и верности своей профессии. Среди них Белова Екатерина Ивановна. Она воевала под Брянском и на Курской дуге, награждена орденом Ленина. Меркутова Мария Ивановна участвовала в боях на Западном и Восточном фронтах. Чередников Павел Петрович участвовал в боях на Курской дуге и был награжден орденом Славы. Садманова Евгения Степановна воевала в первом гвардейском Минском авиакорпусе, награждена медалью «За отвагу». Мухамеджанова Бибинур Ибрагимовна -участница Великой Отечественной войны, награждена орденом Славы I степени, медалью «За отвагу». Ирина Федоровна Никулина-выпускница 1944 г., была направлена на фронт фельдшером, прошла славный боевой и трудовой путь.

Победа ковалась не только на фронтах, но и в тылу, люди не жалели своих сил ради разгрома фашизма. Полыхала война смертоносным огнем, но и в тылу люди «горели» в труде для победы на фронтах.

Из протокола № 3 педагогического совещания Ново-Тихоновской акушерской школы от 21 октября 1942 года под председательством директора тов. Кисуриной П.А.: «Мне предложено, чтобы в хорошую погоду, хотя бы один раз в неделю помогать шахте в погрузке угля. Мы живем в очень тяжелое для нас и нашей страны время, - этого требует от нас Родина, этого требует от нас фронт, а мы должны помогать и мы будем помогать».

Тружениками тыла были преподаватели и сотрудники медицинского училища Казанцева Ада Михайловна, Чернова Анна Александровна, Кулишина Вера Андреевна, Мезенцева Вера Яковлевна, Старова Нина Яковлевна, Анфилофьева Зоя Петровна, Парыгина Антонина Елизаровна. Двенадцать выпускниц акушерской школы во время войны работали в эвакогоспиталях. Боевой путь Гореловой Марии Васильевны начался в 1941 г. в передвижном полевом госпитале на белоруской земле. Среди выпускниц акушерской школы, работавшей во время войны в госпитале, была Скрипникова Таисия Петровна, ветеран войны и труда, отличник здравоохранения. Она была награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», орденами «Знак Почета» и «Трудового Красного Знамени».

Из воспоминаний Скрипниковой Т.П.: «Учились с большим удовольствием, не зная, какие нелегкие испытания ожидают всех нас через год. Как гром грянула война. Что делать? Решила продолжать учебу и работать. Устроилась в роддом, находившийся тогда в Старом городе, истопницей. По ночам дежурила, а утром, невыспавшаяся, полуголодная, спешила на занятия. Как трудно было! Но мы знали, что там, на западе, где проливалась кровь миллионов людей, было еще труднее. Были дни, когда занятия прекращались на 2-3 недели – все работали на погрузке угля, так необходимого тогда для оборонной промышленности. Днем и ночью шел уголь по транспортерной ленте в стоящие на путях вагоны. Часто навещал нас тогда сам Алексей Стаханов, подбадривал, как только мог. И каждая из нас считала за честь отнести с ним хоть одни носилки с углем». здравоохранения.

Жданкина Анна Владимировна окончила с отличием акушерскую школу и в годы войны работала медсестрой в Ново-Тихоновской больнице. После войны, она сохранив верность профессии, продолжила учёбу в Томском медицинском институте и долгие годы работала в Саранском роддоме. Из воспоминаний выпускницы акушерской школы 1944 г. Жданкиной Анны Владимировны, отличника здравоохранения СССР: « Мы, будучи учащимися акушерской школы, трудились в шахте, загружали вагоны углем вручную, таская носилки и тачки по трапу в «три доски» с шахтного двора. Нам было всего-то по 16-17 лет! Мы рыли лопатами траншеи под водопровод, порой падая в голодный обморок. Все лето проводили на сельхозработах. Жили в это время на отгонных участках в землянках, где вместо матрацев на полу был соломенно-сенный настил. Это было на берегу Нуры, неподалеку от села Вишневка. Нередко во время ночных работ видели зеленые огоньки волчьих глаз. Но мы не роптали, вязали вещи для фронтовиков, делились углем и хлебом с эвакуированными. А как оплакивали похоронки, приходившие на погибших! Этого словами не передать. Помню, первые две недели учились в старом здании КГМУ, расположенном на площади Гагарина, а затем акушерскую школу перевели в Новую Тихоновку. Из нас готовили военных фельдшеров. Поэтому в учебной программе большое значение отводилось военным дисциплинам. Директором школы тогда была Полина Архиповна Кисурина. Она же читала курс лекций по инфекционным болезням. Цикл акушерства вел Виктор Николаевич Александровский. Среди преподавателей были врачи, которые имели ученые степени докторов и кандидатов наук. За 2,5 года мы получили хорошие знания. Приятно, что мои сокурсники вошли в историю здравоохранения области. Среди них- Дарья Михайличенко, Варвара Пилипенко. Они были лучшими студентами акушерской школы, а после открытия в Караганде мединститута получили и высшее образование. Есть и другие примеры. В одном из родильных отделений работала акушерка Эльвира Шмидт, впоследствии ставшая областным акушером-гинекологом. Большим авторитетом в Сарани пользовались доктора Мария Сахарова, Валентина Воронова, Людмила Высоцкая-Чайка. Все они прошли через фельдшерско-акушерскую школу, а по окончании КГМИ стали достойными квалифицированными специалистами. Я же, отработав более трех лет в горбольнице № 3 медсестрой глазного отделения, в 1947 г. поступила в Томский мединститут. После его окончания связала трудовую деятельность с Саранским родильным домом».

Тружеником тыла был Коньшин Николай Федорович- выпускник акушерской школы, отличник здравоохранения, известный врач-уролог Караганды. Он рассказывал, что после занятий приходилось грузить уголь. После второго курса он был направлен на борьбу по профилактике сыпного тифа в Семиз-Бугу.



1947 г.

Учебные, подсобные помещения школы и общежития размещены в одном трехэтажном здании. Всего в школе 28 больших комнат и 18 малых. Под аудитории отведены 6 светлых больших комнат, имеющих все необходимое для проведения занятий. При школе имеется актовый зал со сценой, зал вмещает 200 человек, имеется спортивный зал. В общежитии жило 250 человек, не обеспечены общежитием 50 человек.

В здании школы расположены судебно-медицинская лаборатория, библиотека областного дома санитарного просвещения, методический кабинет Облздравотдела и две комнаты занимают курсы медсестер Карагандинского РОККа. В школе также живут некоторые сотрудники Облздравотдела. Из 46 комнат 8 занимаются лицами и организациями, не имеющими никакого отношения к школе. Все это затрудняет нормальное размещение учебных комнат и создает излишнюю скученность в общежитии.

В библиотеке продолжалась работа по пополнению книжного фонда, несмотря на тяжелые послевоенные условия. Важнейшим документом библиотеки является инвентарная книга. Она создается одновременно с образованием библиотеки и существует до ее закрытия. Заведующей библиотекой Леккер Басей Львовной инвентарные книги велись с особой тщательностью и хранились наравне с денежными документами.

Для привлечения учащихся в школу были сделаны объявления на казахском и русском языках через Карагандинский облрадиокомитет. Во все школы области разосланы объявления о наборе учащихся. Лучшие преподаватели школы, врачи, учащиеся-выпускники выступали на собраниях учащихся, заканчивающих седьмой класс в школах города. Выполняя указания партии и правительства в подготовке национальных кадров и учитывая большие территориальные размеры нашей области, основным населением которой являются казахи, находясь в большом отдалении от райцентров, в центр внимания был поставлен вопрос о привлечении казахов-учащихся в нашу школу. Во все школы районов области были разосланы отношения с указанием условий, срока обучения, льгот для учащихся-казахов. Школой дважды были высланы телеграммы за подписью секретаря Обкома ЛКСМ и зав. Облздравотдела на имя секретарей райкомов ЛКСМ и зав. Райздравотделами об их участии в наборе среди казахской молодежи. К выполнению этого важного мероприятия была привлечена общественность области; так во время работы IV областной конференции «Медсантруд» и областной конференции медработников было объявлено о необходимости содействия набору в школу казахской молодежи. В Каркаралинский, Кувский, Жана-Аркинский, Джезкаганский, Шетский районы выезжали представители школы- лица казахской национальности для работы среди казахской молодежи. Результатом проделанной работы явилась 312 заявлений вместо 150 по плану, поданных в школу. В школе в этом году было 12 групп: 6 групп 1-го курса, 4 группы 2-го курса, 2 группы 3-го курса. Общее число учащихся на начало учебного года составило 411 человек. Из них казахов 21 человек.

Устав акушерской школы гласил, что поступающие в школу подвергаются вступительным экзаменам по Конституции СССР, русскому языку, математике, учащийся средней медицинской школы обязан: упорно и настойчиво овладевать знаниями, своевременно выполнять домашние задания, беспрекословно подчиняться распоряжениям директора, его заместителя по учебной части и преподавателей, за хорошую учебу при отличном поведении и активной общественной работе устанавливаются следующие поощрения: благодарность, выдача похвального листа, премирование.

В школе имеется 25 преподавателей, из них 14 совместителей, главным образом врачи. В школе работают : кандидат биологических наук Колмакова В.А. и кандидат медицинских наук – М.Ю.Грюнфест. Преподаватель физиологии, врач Чулах М.Г., училась по путевке в Ташкентском институте усовершенствования врачей, преподаватель паталогической анатомии врач Чуракова В.А. – Ленинградском институте усовершенствования врачей.

Расписание занятий предварительно обсуждалось на педагогическом совете.

Среди преподаваемых предметов: малярия, организация медицинской службы в Советской армии, военное дело для мальчиков, организация здравоохранения.

В сентябре 170 учащихся школы выезжали на помощь колхозам в уборке урожая. В октябре 120 студентов второго курса на несколько дней в Заготзерне и Мелькомбинате спасали горевший хлеб.

В сентябре учащимся выделили для озеленения участок улицы им. Нуркена Абдирова.

1948 г.

Директором школы стала Антоненко Евгения Григорьевна -выпускница Кубанского медицинского института. Она была директором школы до 1956 г.

Основной задачей учебно-методической работы в школе является подготовка учащихся с коммунистическим мировоззрением, активных участников в деле выполнения великих планов социалистического строительства нашей Родины. На одном из педагогических советов с докладом «Решения XVI пленума ЦК ВЛКСМ и постановление XIVпленума ЛКСМ» выступил секретарь Горкома ЛКСМ тов. Насыров.

Практика проводится недостаточно. Для того, чтобы посетить анатомический кабинет учащиеся вынуждены ехать за 12-14 км. Прохождение материала микробиологии было сосредоточено в лаборатории облздрава. Преподавание гигиены также было вынесено из стен школы. Классная практика по физике, химии проводилась недостаточно, так как не было приборов и реактивов, выписанные в Москве пособия не были доставлены.

По предметам, вынесенным на сессию, читались обзорные лекции. Были отведены специальные комнаты для самостоятельной работы учащихся.

Большую помощь директору, преподавателям оказывает комсомольская организация школы. Два раза в месяц на комсомольском собрании комсорги групп отчитываются о состоянии успеваемости и дисциплины в группах.

Из общего количества учащихся 386 нет ни одного, имеющего по поведению оценку «4» или «3».

Большое значение в деле воспитания молодых специалистов с надлежащими знаниями, необходимыми для их самостоятельной творческой деятельности, достаточным политическим кругозором и крепкими моральными и духовными качествами оказали постановления ЦК ВКП(б) об идеологических извращениях, решенияXVI пленума ЦК ЛКСМ, приказ Министра Высшего образования № 1863. Воспитание учащихся в духе марксизма-ленинизма являлось основной задачей. Изучение биографии тов. Сталина стало обязательным для всех, занятия по изучению биографии тов.Сталина проводились по расписанию. Занятия проводили лица, выделенные партийной группой. В школе работали два кружка по изучению истории ВКП(б). Для преподавателей школы также был организован кружок по изучению истории ВКП(б).

Всего за год было прочтено 18 лекций по темам: « Каким должен быть комсомолец» - секретарь ЛКСМ тов. Насыров; «О патриотизме» - лектор, член центральной лекционной группы при ЦК ВКП(б) тов.Мандибура; «Моральный облик советской женщины» - зав.женотдела горкома ВКП(б) тов. Трофимова; «Сталинская конституция-самая демократическая конституция в мире» - внештатный лектор Горкома ВКП(б), инженер комбината «Карагандауголь» тов. Бровман; «Манифест коммунистической партии»- зав.облздравом тов. Поспелов П.И.; «Об историческом и диалектическом материализме» -преподаватель кафедры «Основы марксизма-ленинизма» учительского института тов. Мусабаева.

Оборонно-массовую работу школы возглавляет комитет Осоавиахима «РОККА», который насчитывает 250 членов, учащиеся школы- значкисты ГТО и ПВХО.

Школа является основной базой АСО «Медик», 260 учащихся- члены АСО «Медик». АСО «Медик» за хорошую спортивную работу была награждена грамотой ЦК ЛКСМ.

В течение учебного года в школе работали: драматический кружок, танцевальный кружок. Во время избирательной кампании было дано 11 концертов, а всего за год 23 концерта.

В школе регулярно выпускается общешкольная газета «За медицинские кадры». В школе имеется витрина для областных газет. Коридоры школы, актовый зал оформлены портретами, лозунгами и плакатами.

В феврале 250 человек работали на очистке железнодорожных путей городской ветки.

Наши баскетболистки и волейболистки в весеннем розыгрыше стали чемпионами города.


Директор акушерской школы Е.Г. Антоненко



1949 г.



Часть первого этажа и весь третий этаж корпуса школы, расположенного по улице Ленина, были заняты под общежитие, в 20 комнатах которых живет 306 человек. В общежитии ужасная скученность : в небольших комнатах 12-14 человек, учащиеся, за исключением мальчиков, вынуждены спать по 2 человека на одной кровати. Рабочей комнаты не было и поэтому учащиеся не имели возможности готовиться к занятиям. В общежитии печное отопление. В апреле в Исполкоме Горсовета обсуждался вопрос о бытовых условиях учащихся нашей школы. Исполком обязал Облздравотдел и трест «Карагандауголь» обеспечить нас всем необходимым. Столы и табуретки частично получены. Столовой в школе нет, по договоренности с соседним учительским институтом, наши учащиеся пользуются их столовой. В общежитии есть кухня, где учащиеся готовят себе пищу, имеется прачечная. Постельное белье меняется 1 раз в неделю.114 человек, не обеспеченных общежитием, жили на частных квартирах, за которые школа оплачивала по 30 рублей в месяц.

В мае - июне мы взяли шефство над вновь открытой городской травматологической больницей, в течение 20 дней учащиеся работали над озеленением больничного двора. Зимой учащиеся работали по очистке железнодорожных путей и шахтных подъездов.

Дирекция школы оказывает помощь особо нуждающимся учащимся. 13 воспитанников детского дома находятся на полном государственном обеспечении. Многие учащиеся получили путевки в санатории, дома отдыха, причем некоторые за счет профкома.

Все сотрудники школы обеспечены огородами.

Самые добрые слова нужно сказать в адрес Кирнос Клавдии Ефимовны, которая с 1944 года начала работать в школе преподавателем физики, а с 1949 г. по 1977 г. была заместителем директора по учебной работе.

Клавдия Ефимовна показала себя профессионалом в создании высоко профессионального коллектива преподавателей.

1950 г.

Школа носит название Карагандинской областной акушерской школы.

Всего учащихся по состоянию на 1 января 1950 г. 395 человек. В разрезе курсов они распределены следующим образом: 1 курс - фельдшерское отделение -60 человек, акушерское отделение- 48 человек. 2 курс -фельдшерско-акушерское отделение – 137 человек, 3 курс – фельдшерско-акушерское отделение-151 человек.

За весь курс обучения в школе каждый учащийся обязан принять не менее 20 родов.

1951 г.

Отсутствие штатных врачей является огромным недостатком в подготовке кадров ( из отчета о работе Карагандинской акушерской школы). Три врача роддома читают теоретический курс в школе и руководят практикой. Обеспеченность школы учебниками и наглядными пособиями совершенно недостаточная.

1952 г.

Здание школы было занято под вновь организованный медицинский институт. Для школы выделили сначала 8 аудиторий, а в декабре осталось 2-3 маленькие классные комнаты, а так как в школе 12 групп, то группы пришлось объединять и в аудиториях занималось 60 человек. Нередко учащимся приходилось стоять. Занятия проходили с 4 часов дня. Долгое время в аудиториях в связи с ремонтом не было электропроводки. Наглядными пособиями пользоваться было невозможно, так как их негде было размещать, и они хранились на складе в общежитии.


Театрализованная постановка драматического кружка

1953 г.

Под руководством директора Антоненко Евгении Григорьевны началась подготовка санитарных фельдшеров, зубных врачей. Рядом с ней трудились прекрасные педагоги - врачи: Зиссерсон Эрне Исаевна-отличник здравоохранения, главный врач областной больницы; Зусман Давид Аврамович- врач –лечебник, выпускник Московского медицинского института; Коломенская Тамара Александровна – отличник здравоохранения, заведующая хирургическим отделением городской больницы ; Зося Андрей Александрович – врач – стоматолог; Дегтярев Сергей Тихонович – преподаватель физики и математики, участник Великой Отечественной войны и другие.



1954 г.

В 1954 году решением исполкома горсовета под строительство фельдшерско-акушерской школы отвели земельной участок площадью 1,1 га в квартале № 110 Нового. Училищу выделили помещение учебного корпуса, состоящее из бывшего общежития ГПТУ по улице Чкалова. С тех пор акушерская школа стала называться медицинским училищем.

Спортивного зала в училище нет. Занятия по физкультуре и секционная работа проводятся на арендованных базах, а занятия по гимнастике проводились в неприспособленном для этой цели актовом зале.

Имеется актовый зал, вместимостью в 120 человек. Библиотека и читальный зал расположены в двух очень маленьких комнатах.

Здание медицинского училища по улице Чкалова

 



В 50-е года лекарственное обеспечение населения осуществляло 55 городских и 30 сельских аптек. Это было безусловно мало, т.к развивающиеся быстрыми темпами в те годы в Карагандинской области угольная и металлургическая промышленность способствовали росту населения. В связи с этим актуальной проблемой стало быстрейшее развитие в области аптечной службы и осуществление обучения по специальности «Фармация».

1956 г.

С1956 г. коллективом медицинского училища руководил Кайназаров Шаймерден Кайназарович, опытный хирург, начавший трудовую деятельность в Актогайском районе, затем в областном центре.В эти же годы педагогический коллектив пополнился первыми выпускниками Карагандинского медицинского института : Дюсембаев Ермухан Бахтыбекович – биолог-физиолог; Ашимова Ш.Ф. – преподаватель кожных болезней; Кайшибаев Смагул Кайшибаевич – преподаватель неврологии, профессор ; Сахбаев Асылхан Сахбаевич – преподаватель анатомии, а также супруги Аскарова Кульзия Аскаровна, получившая диплом с отличием, и Шарманов Торегельды Шарманович, в последующем ставший министром здравоохранения РК, лидером здравоохранения мирового масштаба.


Директор медицинского училища Ш. К. Кайназаров

1957 г.

Училище укомплектовано преподавателями. Всего в училище 30 преподавателей, из них 15 штатных. В училище работали 3 ЦМК: общеобразовательных , общемедицинских и клинических дисциплин.

В училище открывается отделение по подготовке зубных врачей.

С целью обеспечения набора учащихся были даны объявления о наборе в газеты «Социалистическая Караганда» и «Социалістік Қарағанды», сделаны объявления по радио. Для вовлечения учащихся-казахов были разосланы в районы области отношения на имя партийных и общественных организаций. Учащимся, уезжающим на каникулы и производственную практику, давались задания проводить беседы среди казахской молодежи. На начало учебного года всего учащихся 541 человек.

Ощущался недостаток в учебно-наглядных пособиях.

1 раз в неделю в группах проводятся политинформации. Выпускаются общеучилищные газеты «За медицинские кадры», «Бокс», в общежитии выпускалась газета «За здоровый быт».

В училище работали 4 кружка: исторический, анатомо-физиологический, акушерско-гинекологический, хирургический. Работают кружки художественной самодеятельности: хоровой, танцевальный.

В училище работали секции: лыжная, легкой атлетики, настольного тенниса, плавания, шахматный, стрелковый. Подготовлено значкистов ГТО 30 человек, разрядников по стрельбе -5, по легкой атлетике- 3, инструкторов по плаванию-1, настольному теннису- 1, легкой атлетике -2, по стрельбе-1.

Учащиеся выезжали на сельскохозяйственные работы.

7 человек получили путевки в дома отдыха, 3- в санатории, 8- туристические путевки.

Все преподаватели обеспечены квартирами и желающие – земельными участками.



Выпускник акушерской школы О.М.Мадыкенов

1958 г.

В училище работало 35 преподавателей, из них 18 штатных, 4 лаборанта. В училище работали 4 ЦМК: общеобразовательных, общемедицинских, клинических и санитарно-гигиенических дисциплин.

Алырщик В. Д.

На 1-й курс зачислен 71 человек, в группы ускоренной подготовки 181. Отделения – зубоврачебное, акушерское с сокращенным сроком обучения, фельдшерское с сокращенным сроком обучения, санитарно-фельдшерское с сокращенным сроком обучения.